Из полевого дневника Галины Старовойтовой


(начат 11 июля 1981 года)

Экспедиция ЛИИЭ АН СССР в Абхазию

по изучению вопроса долгожительства

Хабью. Канжолия Нюра Алыкбеевна, 1921 г. р., родилась здесь, 60 лет, не замужем, всю жизнь в колхозе на табаке. Не училась в школе, неграмотна, но очень определенна в суждениях и склонна их аргументировать. Неграмотная, маленькая. Уже думала на эти темы. Я должна активно вмешаться в судьбу племянника Заура, но так, чтобы он думал, что решает сам. Он должен остаться в Хабью, иначе род распадется, даже если его и тянет в город. Сама живет тут всю жизнь, родилась, и была в гостях у родных только в Сухуми и Тбилиси. Горжусь тем, что род укрепила, хоть и нет своих детей (ст. дева). Жалеет, что предки не жили в это время, хорошее.

Отомстить бы за них сейчас, за то, что их попрекали их национальностью Люди моего возраста уже видят закрытие занавеса, я бы хотела, чтобы лет 15-20 «мне еще не крикнули». Планы — внуков от племянников, причем многочисленных. Нация-то остается, род наш, правда, стал мягкотелым. Отцовские традиции не все блюдут. Пусть девочки выйдут замуж, не опозорив чести. Дождаться от них детей. От жизни не требую больше ничего, чтобы помнили свою родословную и были честны. Сейчас «махни рукой — за добро ухватишься» — время богатое.

Верующая. Если бы в основе воспитания не лежала вера, то не было бы эффекта. Жалеет, что потеряна часть нац. наследства, традиций (негров что ли). Бог способствовал нашему благосостоянию, здоровью детей. Бог не наверху, он во мне сидит, я и молодым буду его передавать. Родители лежат в Ачандарах, брат — здесь. Мысль о встрече с ними на том свете поддерживает меня. Он снится мне (брат), и я планирую с ним встречи. Учили вере не столько родители, сколько сам жизненный опыт. Душу брата потрогать нельзя. Она материально не существует, но сама мысль о вечности этой среды подкрепляется всем. Прадед, которого я никогда не видела, мне снится, я слышу, как он спрашивает во сне — лучше ли нам или хуже теперь. Делая плохое, мы обеспокоим душу предков. Называет мысленно бога «Аллах». Аншса — по-абхазски.

Начала нравств. воспитания — в религии. Намаз делают, бурки на поляне расстилают. Мулла начинает по-арабски, потом переходит на абхазский. Поют многоголосо. В 30-е годы был скандал: по наущению церковников обрезали молодежь до 25 лет, любыми инструментами. Были гибели 11 студентов сухумского пединститута — вынесли в гробах. 32-33 гг. И СНК запретил обряд. Представления о загробной жизни: в реальности ада и рая можно усомниться, но в сохранении авторитета ада и рая для людей есть огромная необходимость (см. Вольтера!). Если я иду ночью по полю и наткнусь на веточку, я несу ее, пока не увижу, куда выкинуть, чтобы никто не споткнулся. Делаю это в надежде на рай.

Акяяба — рай.

Легенда о идущих в рай. Мимо женщины, которую бил богач за то, что она выносила детям в туфлях пшено. Женщина стала варить камень в котле, чтоб отвлечь детей. За тремя идущими в рай увязался убийца 99 душ, чтобы вымолить рай у бога. Проходя мимо женщины, он спросил, почему плачут дети. Он взял соседей ее, прошел к богачу, зарезали там быка, взяли муки на мельнице, разбудили детей и женщину, велел есть, пока он вернется от Аллаха. Им пока хватит. И ему зачлось. Он шел по жаркой степи, а бог послал над ним облако от зноя. Тройка прошла в рай, и он за ними (ворота были открыты). Бог простил его. Она считает, что слышала сама эту легенду непосредственно или даже видела это действо. Во всяком случае, знает, что так было.

А те, кто творят здесь зло, знают, что им уготован ад, потому и делают так.

Др. байка:

Трое воров украли корову.

Сейчас всем дали.

Люди сильнее, чем дьяволы.

Под нами все земля.

Души умерших восходят вверх. И ад, и рай, и чистилище там. Между адом и раем тонкий мост. Внизу семиступенчатое чистилище. Проба ядом, каленым железом, на тело наносят 7 тавро грешника, потом он — на самом дне, где жарят и варят. Эти мучения наносит сатана с помощниками, но главного в аду нет, главный — Аллах, правит силами добра.

Человеку предначертано, еще в зачаточном состоянии все решается, путь зла или добра для человека. Аллах «на лбу» пишет, что человек делает дальше. Добра борьбе. В периоды мировых катаклизмов в волю Аллаха вмешиваются злые сильные люди.

Война идет до уравновешения сил зла и добра.

Запись от 18 августа 1981 года (село Дунити — ?)

Гицба Арутан Шмадович, 91 год, в АСДУ — ок. 10 лет. Учился 7-8 лет в Ачандарах за деньги у турка.

Легенда (этногеническая) о происхождении абхазов:

Все абхазы из Аравии. Арабы были белые и черные, никогда не женились друг на друге. Царь у них был черный. Однажды толпа играла и резвилась вместе, и белые арабы случайно выкололи глаза сыну черного царя, в игре. Семьи тех, кто участвовал в игре, бежали, боясь преследования. Все они жили в Мсыре — т. е. в Египте, откуда пошли все народы, и абхазы тоже.

Итак, они собрались и выехали. Но одна умная женщина сказала: нас все равно нагонят, остановимся и уговорим царя сбыть его гнев. И они встали на поляне, и собрались в кучу, а вокруг себя посыпали ахудз — священную крупу. Ее не принято было выбрасывать, на нее не наступали ногой и т. п. Царь доехал, и войско окружило их. Царь хотел подъехать к ним, но лошадь царя остановилась. Он ударил ее раз, два, три, но она не шла. Тогда он слез с коня. И тут к нему подошла женщина и обнажила грудь. (Ср. снятие вендетты грудным кормлением или прикосновением к груди женщины из рода кровников). Она сказала: «Кто только не вскормлен грудью, кто не выращен с помощью груди. Пожалей нас, мы не виноваты». Он простил их. Сел на коня — и не нашел плети. Ему вернули ее, т. к. он где-то уронил, а он сказал — вы уворовали мою плеть, так пусть в вашем роду и впредь живет воровство — так напророчил и предрек. И абхазы пошли от этих людей, которые остались жить в Абхазии, т. к. боялись, что если вернутся, их все-таки будут ущемлять. Рица, Анбга, Куджба — места, где они скрывались поначалу. Пришли же они с юга.

Еще был черный Хушит (семиты — хамиты; кушиты?) — араб (черный). Его Арутак видел сам. Черный, губастый. Попал сюда при Николае, его приютили акубовцы, женили на абхазке (ср. Инал-Ину), потом его потомки переехали.

Всего детей: 4 дочери, 1 сын был, погиб в армии. Руф — внук, муж Розы.

Не датированная запись:

Вопросы информатора: «Бог создал этот мир. Откуда взялась письменность?»

Не согласен с версией. Бог и его помощники привезли с седьмого неба 104 книги и здесь написали 10 книг. Первую книгу написал Джабраил, он принес книги на землю. Эти 104 книги писались и переписывались 23 года. Книги из Мекки.

Все помощники бога посовещались в Абхазии и, смерив север, юг, запад, восток, определили центр земли в Мекке. За это Абхазия стала цветущим краем.

При Иисусе Христе была одна общая вера. Христиане сказали: раз бог создал свинью, ее надо кушать. Мусульмане считают ее неблагородной. Отсюда пошло разделение, но источники единые. Иисус Христос, по исламской истории, является мусульманином. Мусульмане уважают христиан».