Из полевого дневника
участника комплексной медико-антропологической и социально-этнографической экспедиции
по изучению долгожительских народов
Старовойтовой Галины
Институт Этнографии АН СССР
Дневник начат 3 июля 1983 года
Бармыш — на трассе Сухуми-Гагра, км 20-25 от Гудаута. 1-2 долгожителя.
Гадаутский р-н более традиционный, исторически окружение было абхазо-черкесское, не было непоср. влияния ни русских, ни грузин, ни турок. Кругом однородная этнич. среда. Убыхи рядом жили — это те же абхазцы. За хребтом жили черкесы, тоже близкие. Потому тут большая сохранность арх. форм и отношений. А Очамч[ирские] абхазы только с одной стороны соприкасались со своими братьями, а с севера, востока и юга — северо-карачаевцы, сваны, мегрельцы, грузины. Тут сильное влияние грузинское — и на язык, и на культуру. Этногр. быт в рез-те иноэтнич. влияния культ. трад.
В Джирхве на границе с Хопи Хакибей Чачбая — знаток старины и поможет, привет от Инал-Ина.
Мирод Гожба-Хопи такой же.
Джаама — мечеть.
Аухома — церковь.
Абгархук — наиболее мусульм[анское] село в р-не.
Реакции на приветствие или неприветствие.
Бармыш и Блабурхва — центральные села в этом подрайоне, из них удобно совершать радиальные поездки в Джирхву, Отхару, Звандрити, Колдохвару, Хуап, Мугудзырхву.
В Отхару во времена «грузинизации» переселили много сванов (Инал-Ина), правда, они живут в отдельной части села. Чамагуа: так было раньше, и этнические традиции в Отхаре сохранялись, но в самые последние годы пошло смешение.
2 июля, суббота.
Приехали из Гудауты с представителем РК КПСС Нодаром Окуджавой и М. А. Чамагуа в село Мугудзырхва, что возле Золотого берега. Бывшая дача Сталина находится в Мюссере, что входит в территорию того же сельсовета.
Пред[седатель] колхоза — Дбар — болен (гипертония) и просит сменить его. Предлагают место нынешнему пред. с/совета Константину (по док. – Валерию, по-семейному – Лейбе), но ему еще 37 лет — молод для этой должности. Кроме того он уже 2 года под следствием (после армии по неопытности подписал бумагу о фиктивной закладке неск. тыс. корней мандаринов, а они погибли — часть еще до высадки в грунт. К счастью, корневища смогли предъявить следствию, стало ясно, что они не проданы частникам. Но обвинение не снято, а лишь ослаблено.
Директор школы Тач Еспатьевич Пилия, родственник Шамиля Хусейновича — пред. комитета по радиовещанию и ТV Абх. ССР — из села Отхара родом. Выпустил 31 поколение десятиклассников (говорит, что последние 5 лет идут «чистые» или «настоящие паразиты», у них нет ничего святого).
Откровенно шутит («Чамагуа артист и врун, но жаль его», при представителе РК говорит, что его учителя — полуучителя-полуколозники и т. д. ). Звал за стол.
Пока я осматривала школу (страшная трущоба, загаженная курами и ласточками, почти без стекол, и ни одна дверь не входит в свой проем), Валерий и Чамагуа решили, что лучше попроситься в частный дом рублей за 80-100 в месяц (20 дней реально) и привезли нас к Куче (Кучке) Алексеевичу Лейбе.
Хозяйство. Порядок тостов.
Траур 9 дней — нельзя есть мясо, сыр, сладкое и все вкусное.
Джаншь Лад — тоже интер. информатор.
Запись от 4 июля 1983 года
Ондырхва — кровная вражда Агрба и Тарба.
Тарба Дато верхом ехал, а Агрбовцы свистнули ему. Тарба был выпившим — это 20 лет назад. Он обиделся — как собаке свистнули. Может, ему и послышалось.
У них есть праздник — ацунухи-ацуныхи выпили — и он выстрелил и убил двоих, кто свистел.
Куция — брат Тарба, старик в лесу убит — это недавно, лет 10 назад.
Лейба Сандро Бегович, 62 года, пришел с Платоном.
Аухома была на берегу с 5 века, господство греков — около Мюссера.
Потом турки делали Джаама.
Амгучба — князья.
С/совет был у Мюссеры.
Дедушка Сандро был в с/совете.
Амгучба, Ачабал, Папба, Ондырба, Атабухба, Апухба.
Феодалы в Мугудзырхве.
Каиба был крестьянин, воевал и получил дворянство в 1 мир. войну.
Махаджирство свело некоторые роды.
Амугчба тут не был — говорит Сандро.
Амгучба — 25 чел. имел.
Лебовцы у него, в Адлере жили. Адлейба Батал — переехал сюда, поссорился с братьями из-за смерти собаки.
Абхазо-грузинское царство 10-11 вв. с центром в Кутаиси. Леон I и Леон II объединили зап. и др. Абхазию.
Адбар — новая фамилия. 8 поколений абинара Арныса. У него 6 детей, у Нарныша — 1. Но в одном доме жить не могли, делили имущество, жены поспорили, раньше били большие дерев. чаши, они разбили ее и разделили пополам. Нарныша жена прокляла: пусть у моего ед. сына появится много братьев, а ваш род (Арныса) чтобы больше не рос. И вот Дбаровцы произошли от ед. сына Нарныса. От Арныса потомков нет, все умерли. Потомство Нарныса — что из…
Абдахва — хороший сын Хагвы. Когда было турецкое нашествие, он перекрыл дорогу, убивал всех саблей. Она сломалась на 2 части.
Воспитанник турков Ноу — встретился с Абадхвой на берегу, Ноу хотел его убить или взять живым и привезти в Амбара, это случилось в пятницу, а Дбаровцы в пятницу не работают. Когда Абдахва хотел стрелять, Ноу выстрелил, и умер Абдахва, это было в пятницу, с тех пор Дбаровцы не работают в пятницу (до сов. власти, теперь уже работают). Раньше не пили, не расчесывались в пятницу, не продают, не покупают, не выносить из дома деньги. Теперь это все перенесли на четверг. Все соблюдают.
***
Лейба не был здесь раньше. Было племя Аубла.
Приехал свататься, а не хватило мамалыги, поел и перевернул тарелку специально, вечером он приехал, ему специально не сварили. Приехал в Блабурхву с другом. На след. день порезали курицу, дали хлеб. Но на след. утро он не стал есть. Когда я вижу, что стол богатый, у меня душа и сердце богатые — ответил.
Принесли кружку с водой с улицы, где шел дождь, чтоб помыть руки, а он не стал мыть в комнате, вышел (ведь жених). А девушке не понравилась его фигура — не зад, а балаган (крыша). Мой быстрее.
***
Жил крестьянин. Жена просит, чтобы он поехал к теще.
Пошел, а перед ним такая протянута веревка. Зашел во двор, сидит беременная собака. А щенята начали лаять на гостя. Спали теща и хозяин. Теща и свекр (очевидно, оговорка — имеется в виду тесть. — прим. ред. ) спали, он поднялся: со свекром рядом змея, а с тещей жаба.
Он не видит, ему показалось, что жена накрывает на стол. Вернулся домой, жена говорит — что ты видел? Он отвечает с неохотой, что была веревка, видел, что дрались крестьяне с феодалами, а крестьяне все равно, он видел, победят. А щенята, что набросились — признак, что дети будут управлять государством.
А что он видел ее без головы — она ответила: ты раньше меня умрешь, а ты глава семьи, вот я и была без головы.
Змея — он свой ремень вешает рядом с собой. Жаба — женщина трусы кладет под подушку.
***
Были два брата, младший — вор, а другой колхозник. Когда вора ловили, он платил штраф, брат просил воровать у него почаще, а не у чужого. Вор уехал из деревни, в такое место, что не жил никто. Под деревом только девушка, а перед ней стакан. Вор спрятал лошадь и украл стакан, захотел — и украл стакан. Но девушка когда заметила, сказала — кто же украл, когда захочет воды — пусть стакан наполнится серебром, а когда зах.[очет] вина — то золотом, и пусть наши судьбы соединятся.
Во двор он попал к королю — стакан из кармана дал — хотел вина — превратилось в золото. Король говорит, дай стакан за полцарства. Он не отдавал. Но это на стакан — не отдам все равно.
Дальше промышлял. Один человек горевал — у него крали из могилы родных (?)
Ночью пошел сторожить могилу. Пришла девушка, обошла могилу, у нее был кнут, она размахнулась, и мертвец встал. Вор увидел и украл у нее кнут. Опять надо сделать движение кнутом, чтобы мертвеца вернуть в могилу. Девушка идет, нет кнута: пусть кто украл, станет моим мужем, она говорит. Ну, шел и пришел к одному берегу, а люди плачут тут: корабль не доходит до берега, все тонут. Он пошел на этот корабль, сел и видит, что тонет, увидел топор в воде — из-за топора все и тонули.
Увидел закрытый дом — не мог войти в дом. Один дом. Вспомнил про кнут, махнул, и двери открылись. Стол и кровать стоят. Двери закрылись, а в углу корзина стаканов. Он спрятался. В полночь пришли девушки. Сели за стол, старшая поднимает стакан — кто украл стакан, стань моим мужем. Средняя говорит — кто украл кнут, стань мне мужем, младшая — кто взял топор, пусть будет мужем.
— Я украл — он говорит. — И выбрал старшую с ее стаканом.
[И опять вор — герой фольклора]
Запись от 5 июля 1983 года
«Похороны. Близкие должны быть в черном, остальные одеты потемнее, рукав хотя бы до локтя у женщин. Порядок тостов за столом особый. На столе нет меда и мяса — только сыр, мацони, растительные блюда. Особенно блюда из фасоли.
«Разговление» разрешено на 9 день — поминки с мясом и сладостями.
Во время тостов не встают.
Запись от 6 июля 1983 года.
В доме у Платона Басетовича Дбара.
Когда умер царь, жена хотела гулять с другом его. Пригласила и положила два одинаковых яйца — а он не выбрал. Потом принесла крашеное и некрашеное. Он выбрал крашеное яйцо. И вдова говорит — ты любишь, которые ухаживали за собой — и ушла от него за это.
***
«На похоронах пьют немного, раньше только 3 обязательных тоста — и все — за покойника, чтобы «земля пухом», говоря по-русски, за его родных — чтобы легче им было, третий — …
Покойника вынесли из-под балдахина на стол, речи…
«Платон (вероятно, имя рассказчика, Платона Дбара, — прим. ред. )
Инерба — придумал топор, был кузнецом у нартов. Атейба, Алухба, Палба, Анюсба — проклял.
Даже русские не знали, как сделать ружье и топор, они камнем землю обрабатывали.
Ружье он придумал, а пороха не было, он сушил и сыпал туда козий навоз (круглый) с растениями. После него начали русские.
Инербовцев мало, живут в Джирхве. 2-3-4-5 семей, больше не будет. Когда переселялись сюда, царь обиделся и сказал, чтобы их род не увеличивался. Если больше 3-4-х, они вымирают.
Сыну царя в Африке выкололи глаза и все прокляты».
Запись от 6 июля 1983 года
«Куча Алексеевич Лейба:
Поминки на 9 дней, на 40 дней — «сладкий» стол, т. е. мед, мясо и др. вкусное. Еще есть поминки на 52 дня, но основные через год — быка режут.
Раньше на похоронах ели:
Чурек — из кукурузы
Акут — фасоль с орехами острая
Каждая «дверь» несла 1 большой чурек, акут, пол-литра и стакан аджики.
Чурек в войну заменили хлебом и после войны тоже.
Теща была очень хорошей, я ее уважал — она брала стакан — я вставал сразу, она мыла руки — я должен был стоять. Уважали друг друга, была как мать.
Лейба Хамидан, 1880 г. Мать Кучи, 3 сыновей, Куча старший.
Поминки свекра — в доме свеча, с утра молчит, на дворе говорит. Это весной, до Пасхи — мамалыга и сыр. Через неделю курица и сыр — это все после поста. До пасхи — «ачхадыя» — этот день, в него надо тыкву сажать.
Апрель. Старики знают день этот — неделя до Пасхи
Надежда Александровна Лейба:
Когда Николку скинули — 15 годов было. Безбородьковщина. Воробьевка село — 100 км от Киева. Паспорт — ?
В 34 г. приехала, было 35 лет. 8 лет дочке было (с собой взяла).
Оставила там детей у хозяина, пережила все. В Херсоне слышали, что хлеб не убирали — да, но пшеницы мал. В совхозе надо девочку в школу отдавать. Услышала, что в Абхазии хор. заработки. Самовязка косила, мы снопы носили. В Одессе села на пароход — до Гагры. Оттуда пешком в Сухуми. Карточная система была, ходили в села в выходные белить дома.
Чхония князь был на берегу, его дворец разрушили.
Охотился на перепелок с соколом знакомый — он сосватал, привел вечером в дом, во дворе скотина. Учили ее мамалыгу варить.
Муж был один со стариком — холостяк, не умел работать и обслужить себя, взяли ее как работницу, она вышла замуж. Содержала старый и новый дом.
Замужем была до войны, муж не вернулся. Три девочки за 5 лет. Абх. язык — на рыночном уровне. На Украине тоже не учили. Участвует в обрядах, поминки, похороны, свадьбы — выполняет требования. В родовых молениях не участвует. 81-84 года.
[Сергей — бригадир: Мужчины и женщины устраивают «ацуныхва» врозь, в разное время]
Казаки бряцали шпорами, помнит.
Запись от 13 июля 1983 года
Джирхва. Хакибей Михаил. Чичбия, переводчик.
Гуазааа Маня Наурызовна. 100 лет — по самооценке.
Жизн. путь
Чтобы не голодать, надо было много работать, много было скота, и все в семье было. 20 коров при Николае, неск. лошадей (2-3). Если б ела и не работала, «я б давно сдохла». В детстве плана не было, так не работала, как потом. Когда продросла, ухаживала за гостями, помогала матери.
Тяж. труд женщ. не выполняли, это делали мужчины.
У меня умер брат в 1982 г. — мл. брат, 1901 года рождения. Он умер просто от старости. Среднего брата в армии убили, мл. здесь умер от ранений. Лучше бы я тогда умерла, чем ср. брат. Служил на границе с Турцией. Я поджарила курицу и поехала к нему. Несмотря на то, что было столько горя, я все равно не умерла.
Мой муж был чистый крестьянин — извиняется, что говорит при Хакибее про мужа. Гл. для мужа было хлебосольство. Тогда в доме часто бывали гости — не то что сейчас.
Очана — мл. брат отца. До коллективизации люди жили свободнее, всего хватало, женщины были на дом. работе, не лазали наверх, виноград не собирали. Двор мели, гостей встречали. После пол-ции систематическая работа, оплаты не было. Внуки — показывает на фотографии.
Запись от 14 июля 1983 года
Джирхва, Гуд[аутский] р-н. Невестка не выходит из дома под предлогом болезни, но она просто недавно вышла замуж и стыдно показаться.
Село Бзыбь. Чирикба — Чукба — дев. (дворянский род).
Чукба Фардося Беслановна, самооценка — 100 лет и больше.
Православная абхазка. Отец — абх, Чирикба, христ. , Джирхва (?). Мать — абх, Инал-Ина, христ. , Бзыбь.
Всего в семье детей 15. Я одна осталась, всех ссылали и уничтожали. Мл[адшая] в семье была.
В Сухуми и Гаграх была, больше нигде. Овдовела после войны. Муж — народный трибун. Она могла бы еще рожать, если б муж не умер.
Вышла замуж в 21 год. Муж был старше. 10 детей. Из них 9 живы, девочка умерла — 4 или 5 по счету (сразу, без имени).
Венера Гусановна, на пенсии — ок. 70 лет — самая старшая.
Зинаида Гусановна — мл. , якобы 1932 г. р.
Сын Манчо Гусанович Чучба — в этом селе живет. Невестка — жена сына Манчо лет 53 (1930 г. р. ). Махаджирство их не коснулось. В бол. снег я уже выходила, могла показываться (лет 18?). Если бы уговорил кто, уже мог бы забрать замуж, а семья была бы против, еще рано.
Один из братьев умер от испанки (1918), родители бы ей еще тогда не разрешили выйти замуж. Братья и сестры умерли все своей смертью.
«Кераз» и Лакобу в Гаграх — видела. Армия с востока в Гагры двигалась, за Бзыбью есть сопка, где мы жили, они там держали оборону. Козылбек Инал-Ина нашел командира и сказал не шляться солдатам (во дворе девушки) и т. д.
Потом их прогнали лакобовцы. Она была девушкой дома. Ходила в школу немного в Бзыби, помнит ее открытие. Есть ли родств-ки более 90 лет сейчас? — Чищба Мария в Отхаре, родственница, ей 90 лет. Я старше нее. Та — дочь золовки. Руки болят, вывих есть. В молодости была очень крепкой, как осталась одна, всех выдала замуж и стала сразу слабой.
После замужества много забот, все умерли, а бог меня оставил за это, некогда болеть. Утром, каждое утро, не против и пьет стопку — до паралича вино, а теперь водку.
Слава богу, жизнью довольна, дет. удачные, долго живет.
Не хочу больше ни одного дня, т. к. все целы, пока они целы, пусть меня примут тебя. Чтобы больше плохого не видеть, много в детстве.
—————
Биография -1) Про рай.
Загробная жизнь снилась во сне — последние 2 года не вижу. Увижу своих родных там, интересно, забыли ли они меня.
Рай — это зелень, трава, большая поляна, по 3-4 чел. сидят, играют в карты и нарды, юноши и девушки танцуют. Сестра мужа (золовка) в посл. три года снилась, она приходит и просит перейти к ним и отдыхать на том свете. Но я пожалела их оставить и уйти.
То, что я видела (во сне) было хорошо, мук я не видела и не знаю о плохом, не слышала ни от кого.
2) — про ее жизнь.
В молодости мать брала с собой туда, где свадьба, за хлебосольство отец с ума сходил. Мы были среди народа. Дядя по матер. линии посылал за невесткой верхом на лошади, тогда ее прикрепили к лошади (Фардосю) и тоже послали за невестой — она была из рода князей Дзеншина. Абгархук — аталыки. Отец был Звандришинский.
(ноги в отеках, ранки на коже лица плохо заживают)
Еще события?
Родные братья матери 10 человек умерли — мы рыдали и ходили туда, сходили с ума. До войны 37 год скосил, потом война. Они жили (Инал-Иновцы) в 30-е гг. — Колдахвара (были 2 села, Гагрское Колдахвары переименовали в Бзыбь, осталось одно село Колдахвара — Гудаутское.