Глухарь по имени Глущенко // 11.09.2009


Новые обстоятельства в деле Старовойтовой позволили спецслужбам снова за него взяться. Помогут ли довести дело до конца?

Расследование уголовного дела об убийстве депутата Госдумы РФ Галины Старовойтовой на днях возобновило Следственное управление ФСБ по Петербургу и Ленобласти. Следственные действия, приостановленные в апреле 2008 года, сейчас реанимируют, поскольку открылись «новые обстоятельства». Какие именно — следователи ФСБ не уточняют. Однако эти обстоятельства возникли сразу после допроса чекистами недавно арестованного экс-депутата Госдумы от ЛДПР авторитетного предпринимателя Михаила Глущенко, чье имя давно уже связывают с гибелью Старовойтовой.

Впервые за одиннадцать лет работы по делу у следствия появился шанс продвинуться в поисках заказчика громкого преступления, когда 16 июня этого года в одном из отделов милиции Петербурга был задержан Михаил Глущенко. Бизнесмен, с 2002 года проживающий в Испании, пришел сюда за новым паспортом, а вышел с новой охраной.

23 июня Следственный комитет при Городской прокуратуре предъявил Глущенко обвинение в организации убийства, но совсем другого депутата Госдумы РФ, его коллеги по фракции ЛДПР Вячеслава Шевченко, а вместе с ним бизнесмена Юрия Зорина и переводчицы Валентины Третьяковой. Все трое были найдены убитыми на одной из вилл на Кипре в марте 2004 года. Несмотря на то что с момента ареста бывший парламентарий содержался в следственном изоляторе петербургского УФСБ и чекисты утверждали, что операция по поимке Глущенко — полностью их заслуга, вопросы ему задавали сотрудники правоохранительных органов, а не спецслужб. Хотя эфэсбэшники с самого начала не скрывали своих намерений допросить заморского гостя по делу Старовойтовой, удалось им это только спустя два месяца, и то не без помощи потерпевших — помощника убитой Руслана Линькова и ее сестры Ольги Старовойтовой.

В июле Линьков и Старовойтова направили открытое письмо президенту России Дмитрию Медведеву, в котором попросили возобновить следствие по делу об убийстве депутата Госдумы РФ Галины Старовойтовой и взять его под личный контроль.

«С момента трагедии скоро исполнится 11 лет, — напомнили друзья и родственники Галины Васильевны, — а истинные заказчики преступления до сих пор не названы и не наказаны. Без вмешательства главы государства расследование не сдвинется с мертвой точки», — выражали уверенность авторы обращения и настаивали на необходимости допроса Михаила Глущенко:

«На всех судебных процессах обвиняемые и свидетели на все лады повторяли, что помещение, в котором проходила подготовка к убийству, предоставил непосредственно Глущенко, находящийся в приятельских отношениях с лицом, признанным судом техническим организатором преступления, Юрием Колчиным».

А также они убеждали поручить расследование той же следственной группе, которая занималась им до сих пор:

«Уголовное дело по убийству Старовойтовой — одно из самых масштабных в истории петербургской судебной практики. Только его часть, ушедшая в результате в суд, составляет 50 томов. Еще несколько десятков томов — оперативно-розыскные дела, свидетельские показания, не нашедшие отражения в итоговом тексте обвинения, — остались лежать на полках. Лишь та следственная группа, которая вела это дело, способна добиться реальных результатов на последнем этапе, поскольку знает всю подноготную процесса. Новым следователям придется начинать все с нуля. Даже если следствие возобновится, в первый год оно будет работать вхолостую. Только для изучения всех собранных материалов потребуется несколько месяцев, а то и лет. Кому это нужно и зачем? Когда уже есть люди, которые знают все нюансы и ориентируются в них как рыба в воде».

В конце августа Ольга Старовойтова получила ответ из ФСБ России: «Ваше заявление, адресованное президенту РФ Дмитрию Медведеву, по поручению рассмотрено. Учитывая компетенцию решения затронутых в заявлении вопросов, оно направлено по принадлежности в Управление ФСБ по Петербургу и Ленобласти».

— В специальном документе, переданном нам, — добавил Руслан Линьков, — говорится, что в связи с нашим обращением было принято решение о возобновлении ФСБ следствия по уголовному делу № 55, возбужденному 25 ноября 1998 года по факту террористического акта — убийства депутата Госдумы Галины Старовойтовой.

В конце августа в качестве свидетеля по делу был допрошен Михаил Глущенко. А 7 сентября пресс-служба петербургского УФСБ официально сообщила: «В связи со вновь открывшимися обстоятельствами производство по делу Старовойтовой возобновлено. Несмотря на то что дело приостанавливалось, проходящие фигурантами лица находились в розыске. Поиск их не прекращался». В тот же день в Следственное управление ФСБ вызвали сестру погибшей.

— Я не без радости узнала, что и вторая наша просьба удовлетворена: расследование ведет та же следственная группа. Кроме того, мне стало известно, что Глущенко подробно допрошен, но результат допроса такой, какого и следовало ожидать: я не я, и лошадь не моя, — поделилась с корреспондентом «Новой» Ольга Старовойтова.

Как уже сообщала «Новая», допрошенный следователями ФСБ Михаил Глущенко (известный в криминальных кругах как Миша Хохол) свое знакомство с непосредственным организатором убийства Галины Старовойтовой Юрием Колчиным охарактеризовал как шапочное. А об отношениях с жертвой преступления заявил следователю, что знал ее как коллегу по Госдуме, но не водил большой дружбы и не имел сильной вражды. В Следственном управлении ФСБ «Новой» подтвердили, что это далеко не последний допрос Глущенко по громкому делу. Запланированы и иные следственные мероприятия.

Нина ПЕТЛЯНОВА

http://www.novayagazeta.spb.ru/2009/67/7/