Газета «Коммерсантъ» № 111 (4166) от 24.06.2009
Не исключено, что показания Михаил Глущенко будут касаться не только предъявленного ему обвинения, но и ряда громких уголовных дел прошлых лет.
Санкт-петербургское следственное управление следственного комитета при прокуратуре РФ вчера предъявило обвинение бывшему депутату Госдумы от ЛДПР Михаилу Глущенко в организации убийства «авторитетных» предпринимателей Вячеслава Шевченко и Юрия Зорина и их переводчицы, которое было совершено на Кипре в марте 2004 года. Кроме того, экс-депутату инкриминировали вымогательство $10 млн у братьев Вячеслава и Сергея Шевченко. По версии следствия, мотивом убийства стал отказ братьев Шевченко выплатить требуемую сумму.
По версии следствия, в декабре 2003 года Михаил Глущенко, претендовавший на часть бизнеса братьев Вячеслава и Сергея Шевченко, предложил им передать ему здание «Метрополя» (в нем находятся офисные помещения и рестораны), расположенное в центре Санкт-Петербурга на Садовой улице. Согласно материалам дела, экс-депутат был готов отказаться от недвижимости, но взамен хотел получить $10 млн. Как отметили в городском следственном управлении, это предложение было озвучено господином Глущенко неоднократно во время телефонных переговоров, в случае отказа экс-парламентарий якобы угрожал господам Шевченко убийством. Братья же под различными предлогами откладывали свой ответ.
Весной 2004 года ситуация изменилась. Вячеслав Шевченко, который на тот момент находился под подпиской о невыезде, вместе со своим деловым партнером Юрием Зориным уехал на Кипр, где снял виллу в пригороде Пафоса. Через некоторое время он перестал отвечать на звонки. Тогда его близкие сообщили об этом в кипрскую полицию, попросив их выяснить, что произошло. 24 марта стражи порядка обнаружили на вилле три тела — Вячеслава Шевченко, Юрия Зорина и их переводчицы Валентины Третьяковой. Трупы, упакованные в полиэтиленовые мешки, видимо, были подготовлены к вывозу.
В следственном управлении полагают, что организатором этого тройного убийства является Михаил Глущенко, а мотивом стал отрицательный ответ Вячеслава и Сергея Шевченко на предложение экс-депутата Госдумы.
Уголовное дело по факту убийства российских граждан на Кипре, напомним, было возбуждено почти через пять лет в марте 2009 года. Во многом свою роль в принятии такого решения сыграла настойчивость родственников погибших россиян, которые обращались как в правоохранительные органы Кипра, так и в российские.
Задержать Михаила Глущенко, как сообщал «Ъ», удалось только в середине июня этого года. Он приехал в Санкт-Петербург для получения нового общегражданского паспорта. Пришел в 58-й отдел милиции, где его уже ждали следователи. Куйбышевский райсуд арестовал господина Глущенко на два месяца.
Адвокат Юрий Хабаров, представляющий интересы Михаила Глущенко, сообщил «Ъ», что состояние здоровья его клиента оставляет желать лучшего: «Ему оказывают помощь в СИЗО: дают таблетки и делают уколы, но полноценной медицинской помощи, которая есть в условиях больницы, в изоляторе оказать не могут». Обвинение, предъявленное экс-депутату, господин Хабаров назвал «абсурдным». «Следствие вменяет Михаилу Ивановичу (Глущенко.— «Ъ») вымогательство $10 млн, датированное концом 2003 года—началом 2004 года. Почему же уголовное дело было возбуждено только в марте 2009 года? Что касается убийства на Кипре, то непонятно, почему данное дело расследуют российские следственные органы, а не кипрская полиция». По словам защитника, экс-депутат не отказывался давать показания вообще, а отказался общаться со следствием сразу же после предъявления ему обвинения. «Михаил Иванович сказал, что готов давать показания, но в конце недели. Мы собираемся сообщить правоохранительным органам, кому на самом деле были выгодны эти преступления»,— пояснил «Ъ» Юрий Хабаров.
Не исключено, что показания господина Глущенко будут касаться не только предъявленного ему обвинения, но и ряда громких уголовных дел прошлых лет, в частности, это могут быть уголовные дела, возбужденные по факту убийства вице-губернатора Санкт-Петербурга Михаила Маневича в августе 1997 года и убийства известного петербургского адвоката Руслана Коляка в 2003 году в Ялте. Впрочем, адвокат Хабаров сказал, что ему пока неизвестно, о чем еще хочет сообщить следствию его клиент.
Дмитрий Ъ-Маракулин, Санкт-Петербург
http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1192002