Десять лет назад — 20 ноября 1998 года — в Петербурге была убита Галина Старовойтова Иногда своей смертью человек делает не меньше, чем жизнью. Убийцы Галины Старовойтовой — сколько бы выстрелов они ни сделали — промахнулись. Заказчики убийства — кто бы они ни были — достигли результата, обратного тому, к которому стремились.
Не обязательно перечислять все статусы Галины Васильевны: депутат Госдумы РФ, советник президента России, председатель партии «Демократическая Россия», ученый, правозащитник, достаточно назвать имя. Сегодня в России и в мире Старовойтову знают лучше, чем десять лет назад. По данным социологических исследований, никогда при жизни она не имела такого высокого авторитета, который у нее есть сейчас.
«Главное, что Галя присутствует в общественной жизни, — не сомневается ее сестра Ольга. — Я это чувствую…»
Через год после гибели Галины Старовойтовой на вечере памяти народный артист Олег Басилашвили сказал: «Она была единственным современным российским политиком, кто не боялся возвысить свой голос по самым острым, серьезным и опасным вопросам и чей голос был слышен. А теперь мы замерли в каком-то безмолвии, предчувствии возврата к разговорам полушепотом на кухнях…» Басилашвили ошибся только в одном: Старовойтова оказалась не единственной. Но это стало понятно позже. За минувшие десять лет из жизни России пулями вычеркнули много ярких имен.
— Безусловно, в последние годы велась определенная «зачистка», — отмечает председатель Правозащитного совета Петербурга Юлий Рыбаков. — Достаточно вспомнить Сергея Ющенкова, Владимира Головлева и многих других, не говоря уже об Анне Политковской и Юрии Щекочихине. Тех людей, которые так или иначе пытались разбираться в самых опасных проблемах между властью и обществом, у нас стало нормой убирать как неугодных. И общество начало привыкать к политическим убийствам. Собственно говоря, уже привыкло. Чуть ли не смирилось. — Уже можно говорить о тенденции, — считает политолог Максим Соколов. — В России убивают самых ярких демократических политиков. А затем возникают разнообразные пропагандистские акции людей, близких к власти и старающихся перевести политическое убийство в преступление, связанное с теми или иными суммами либо конфликтными ситуациями. К убийству Галины Старовойтовой тоже приплетали деньги, которые она якобы везла. Все это выдавалось от имени источников в ФСБ, в следствии и так далее. Сейчас выяснено — это было чисто политическое убийство, которое, как часто бывает в России, пытаются раскрыть, но оно почему-то не раскрывается.
— Истинные заказчики убийства Старовойтовой после физической ликвидации Галины Васильевны попытались убить ее второй раз — еще и политически, — продолжает Юлий Рыбаков. — А заодно отвести от себя следствие и общественное мнение, чтобы оно (не дай бог!) не догадалось, кто же на самом деле является заказчиком этого преступления. На мой взгляд, отвести не удалось.
Кто были убийцы Галины Старовойтовой — сегодня вопрос уже не главный. Хотя бы потому, что ясный. Но при этом не простой. Вопрос с многоуровневым ответом. Имена преступников, занимавших самые нижние уровни, давно известны. Люди осуждены и получили большие сроки.
— Я считаю, что следственная группа сработала отлично, — высказывает свою оценку Ольга Старовойтова. — Более того, так считает известный адвокат Юрий Шмидт, который ФСБ зря не похвалит. Когда мы вместе с ним изучали материалы дела, Юрий Маркович сказал руководителю следственной группы, что поражен, насколько тщательно все проработано. Материалы убедительные. Люди, которые получили большие сроки, — неслучайные. Другой вопрос (естественно, что он волнует всех, и меня в первую очередь) — это заказчики.
Кто бы ни были убийцы — в их руки вложили чужие мысли. По мнению многих соратников погибшей, истинные задачи тех, кто хотел убрать Галину Васильевну, непосредственным исполнителям, возможно, и не были известны. Заказчики убийства Старовойтовой до сих пор не определены. Хотя имена людей, по мнению свидетелей, заинтересованных в устранении лидера «Демократической России», мелькают на страницах уголовного дела. Среди них «петербургские враги» депутата: весьма авторитетные в определенных кругах деятели Михаил Глущенко, Вячеслав Шевченко, Михаил Монастырский, а также явные политические противники Старовойтовой: Владимир Яковлев, Альберт Макашов, Геннадий Селезнев, Владимир Жириновский. Однако следствие по-прежнему считает заказчиком «неустановленное лицо». — К великому сожалению, не был установлен заказчик по этому делу, — в интервью «Новой» прокомментировал адвокат, правозащитник Юрий Шмидт. — Но когда я читал дело, я не видел таких линий, которые были бы искусственно прерваны. Чтобы следствие кто-то ограничил и сказал: все, дальше не лезьте. В этом случае (я могу утверждать) сделано было практически все. Но не всегда удается раскрыть преступление до конца.
— Я не могу упрекнуть следственную группу в том, что не найдены заказчики, — сразу оговаривается Ольга Старовойтова. — У меня впечатление, что им ясна вся картина. Но, я полагаю, их возможности ограниченны. Не потому, что им запретили или они запуганы. Я имею в виду несколько другое. Приведу пример: в США, где президент дает показания прокурору о своих приключениях в Овальном кабинете, то есть реально существует правосудие, — даже в США до сих пор (прошло около 40 лет) не расследовано убийство Джона Кеннеди. Заказные убийства труднее всего поддаются расследованию. Потому что не бывает так, чтобы заказчик дал письменное указание: «Убрать Старовойтову. Число. Подпись». Это делается через несколько ступеней. И даже тот заказчик, который звучит в деле моей сестры как неустановленное лицо (я его фамилию не произношу) — все равно посредник. Этот персонаж, на мой взгляд, никак не мог иметь личных причин для устранения Гали. Ему тоже кто-то что-то поручил. Он только звено в цепи.
— Главные непосредственные заказчики были, и, насколько я понимаю, имя непосредственного заказчика известно, — высказывает свою точку зрения Юлий Рыбаков. — Другое дело, что у следствия, видимо, нет доказательств. А может быть, нет разрешения на то, чтобы действовать дальше. В частности, в отношении этого человека. Потому что за ним, судя по всему, стоят другие люди, еще более важные. Это мое — ни на чем не основанное, но интуитивное — убеждение. Дело, которое ведет ФСБ с ноября 1998 года, до сих пор не прекращено. Но приостановлено.
Можно ли считать раскрытым убийство, если в нем осталось всего одно неизвестное звено, но главное — заказчик преступления? Коллеги и близкие Старовойтовой единодушны: нет.
Галина Васильевна была знакома со многими политиками мирового уровня: Маргарет Тэтчер, Жаком Шираком, Генри Киссинджером, Лехом Валенсой, Вацлавом Гавелом. После ее гибели Маргарет Тэтчер написала: «Раскрытие убийства Старовойтовой станет тестом на дееспособность этого государства».
Минуло десять лет. Россия тест не прошла.
***
ДОСЬЕ «НОВОЙ»
Галина Васильевна Старовойтова родилась 17 мая 1946 года в Челябинске. Окончила три курса Военно-механического института в Ленинграде, факультет психологии Ленинградского государственного университета (1971), аспирантуру Института этнографии АН СССР (1976).
Работала инженером-социологом в НПО «Красная заря» (1968-1971 гг.), старшим инженером-социологом ЦНИИ технологии судостроения (1972-1973 гг.), училась в аспирантуре Института этнографии АН СССР (1973-1976 гг.), занимала должность научного сотрудника, а затем — старшего научного сотрудника Института экономики АН СССР и старшего научного сотрудника Центра по изучению межнациональных отношений при Президиуме Академии наук СССР (1977-1991 гг.).
С 1989 по 1991 г. Галина Старовойтова — народный депутат СССР, с 1990 г. — народный депутат РСФСР, член Комитета Верховного Совета РСФСР по правам человека, с 1991 г. — государственный советник РСФСР по вопросам межнациональных отношений.
В 1995 г. Старовойтова баллотировалась в Госдуму по Северному одномандатному округу N 209 Санкт-Петербурга. Тогда же возглавила наряду с Львом Пономаревым и Глебом Якуниным предвыборное объединение «Демократическая Россия — Свободные профсоюзы». В 1995 г. избрана депутатом Государственной Думы. 29 января 1996 г. Центризбирком зарегистрировал инициативную группу избирателей, которая выдвинула Галину Старовойтову кандидатом на пост президента Российской Федерации, но 26 апреля 1996 г. Центризбирком отказал Старовойтовой в регистрации из-за ненадлежащего оформления документов.
С января 1996 г. Галина Старовойтова являлась членом Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций. С апреля 1998 г. — председатель федеральной партии «Демократическая Россия». Сопредседатель движения «Демократическая Россия». Возглавляла объединение «Северная столица», готовившееся к выборам в Законодательное собрание Петербурга в декабре 1998 года.
До выборов Галина Старовойтова не дожила. Она была убита вечером 20 ноября 1998 года в подъезде собственного дома на набережной канала Грибоедова. Тогда же был серьезно ранен ее помощник Руслан Линьков, который встречал прилетевшую из Москвы Старовойтову в аэропорту и помогал ей донести до квартиры вещи. Киллеры расстреляли Галину Васильевну из автомата «Агран-2000» и пистолета «Беретта». 30 июня 2005 года Городской суд Петербурга вынес приговор (по делу об убийстве Старовойтовой) двоим участникам преступления: Юрий Колчин получил 20 лет строгого режима, Виталий Акишин — 23,5 года строгого режима по ст. 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного деятеля) и ст. 105 УК РФ (умышленное убийство).
Колчин и Акишин с приговором не согласились и направили кассационную жалобу в Верховный суд. 16 февраля 2006 года Верховный суд оставил приговор в силе. 28 сентября 2006 года Городской суд вынес приговор по так называемому «делу Старовойтовой-2», в рамках которого Вячеслав Лелявин был приговорен к 11 годам строгого режима, а Павел Стехновский освобожден прямо в зале суда: ему дали два года колонии, однако срок привлечения к уголовной ответственности по инкриминируемому ему преступлению истек.
В настоящее время на свободе находятся еще как минимум трое подозреваемых по делу об убийстве Галины Старовойтовой.
***
АНОНС
20 ноября 2008 года Фонд Галины Старовойтовой проводит мероприятия в ее память. Начиная с 14 часов всех желающих ждут в Музее Галины Старовойтовой (Большая Морская улица, 35, 3-й этаж).
В 18 часов в Интерьерном театре (Невский пр., 104) состоится специальный ежегодный вечер памяти, а затем спектакль «Петербургские маски», посвященный Галине Старовойтовой. На вечере будут присутствовать представители общественности Петербурга, а также консулы ряда зарубежных стран.
***
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ольга СТАРОВОЙТОВА:
— Эти десять лет перевернули мою жизнь. Я не политик. Я никогда не могла представить, что буду общаться с ФСБ, судиться с недостойными журналистами, беспрерывно участвовать в судах… Суды ведь проходят не так, как показывают в кино. Суд идет полгода, полтора года и дольше. Я прошла три процесса. Рикошетом убийство сестры изуродовало и мою жизнь. Это если говорить о личном.
А если говорить более отстраненно, с высоты птичьего полета, самое горькое — то, что идеи Галины и ее соратников пока мало востребованы. Я надеюсь, для них настанет время. Все равно настанет. История идет. Кто говорит по спирали, кто говорит по синусоиде, но она идет. Я хочу верить, что Галина все-таки погибла не зря и когда-то придет время и для этих идей. Нина Петлянова
Источник: Новая газета (Санкт-Петербург)
Дата выпуска: 20.11.2008
Номер выпуска: 086