Обвинение бывшему «ночному губернатору» Петербурга по делу Старовойтовой еще не предъявлялось, но он по нему уже допрашивался
На этой неделе защита авторитетного бизнесмена Владимира Барсукова (Кумарина) обжалует в Верховном суде приговор, вынесенный ему Петербургским городским судом на выездной коллегии в Москве 18 августа. Бывший ночной губернатор Петербурга осужден как заказчик покушения на бизнесмена Сергея Васильева, владельца Петербургского нефтяного терминала, и с учетом двух предыдущих приговоров должен провести в колонии строгого режима 23 года. Также суд взыскал с Барсукова штраф в миллион рублей и еще один миллион в качестве возмещения морального вреда потерпевшим. Кроме того, сейчас Кумариным интересуется ФСБ, рассматривающая его как возможного заказчика убийства депутата ГД РФ Галины Старовойтовой. Не исключено, что вскоре спецслужбы предъявят ему новое обвинение.
Петербургский городской суд также приговорил к лишению свободы еще двух подсудимых, признанных виновными в качестве организаторов преступления, – Вячеслава Дрокова и Александра Корпушова, им дали 20 и 10,5 лет строгого режима соответственно. Александра Меркулова, обвиненного как пособника в организации покушения, осудили на четыре года тюрьмы. С Дрокова суд взыскал 2 млн руб. морального ущерба, а с Корпушова – 500 тыс. руб.
«Мы, конечно, будем обжаловать приговор суда, – прокомментировал «Новой» адвокат Барсукова Константин Кузьминых. – Не знаю, можно ли рассчитывать на полное оправдание, но этот приговор слишком суров (гособвинение просило для подсудимого 25 лет колонии. – Н. П.). К тому же во время рассмотрения дела был допущен ряд процессуальных нарушений. А главное – суду связал руки вердикт присяжных (19 мая 2016 года коллегия присяжных признала Барсукова виновным. – Н. П.). Защита же не имела права обсуждать мотив совершения преступления, поскольку он является предметом другого уголовного дела, срок давности по которому истек. Возможности защиты свелись к минимуму, к ответу на вопрос: вы совершали или не совершали вменяемое вам действие?»
Год назад коллегия присяжных Петербургского горсуда посчитала вину Барсукова, Дрокова, Корпушова и Меркулова недоказанной и вынесла всем четверым оправдательный вердикт. Тогда решающую роль сыграли аудиозаписи, представленные в суд адвокатами Барсукова. На них якобы сам Сергей Васильев говорил о том, что заплатил полмиллиона долларов за ложные показания против Кумарина. Эти записи официально не были признаны доказательствами, но вызвали большой общественный резонанс и повлияли на мнение присяжных. Однако в 2015 году оправдательный приговор, вынесенный на основании вердикта присяжных, отменил Верховный суд, который направил дело на пересмотр. Новый процесс на днях закончился обвинительным приговором.
Напомним, по версии следствия, Барсуков заказал покушение на Васильева. Предположительно обвиняемый хотел захватить Петербургский нефтяной терминал. Согласно материалам дела, 5 мая 2006 г. киллеры перегородили дорогу кортежу Васильева жигулями на перекрестке Левашовского проспекта и Ординарной улицы в Петербурге и расстреляли его автомобиль из автоматов. Васильеву удалось выбраться на своем бронированном роллс-ройсе с линии огня и уехать. Однако один из охранников Васильева погиб, еще трое были ранены. Спустя полгода непосредственных исполнителей покушения, братьев Андрея и Олега Михалевых, задержали, сейчас они отбывают пожизненный срок за это преступление. А в сентябре 2007 г. обвинение в заказе на убийство было предъявлено Владимиру Барсукову, месяцем ранее арестованному по подозрению в серии рейдерских захватов.
В июне 2015-го в суде с последним словом выступил обвиняемый в организации убийства Галины Старовойтовой Михаил Глущенко (экс-депутат ГД РФ от ЛДПР, бывший помощник Владимира Жириновского, авторитетный петербургский предприниматель). Глущенко попросил прощения у «всего русского народа», а также заявил, что он к этому преступлению не причастен, а лишь передал команду Барсукова на устранение Старовойтовой ранее осужденному исполнителю – Юрию Колчину. С тех пор следствие рассматривает и эту версию.
«Барсуков своей вины в этом преступлении не признает, более того – удивлен и возмущен такими домыслами, – сказал адвокат Сергей Афанасьев. – Давно стало понятно, что следователи рано или поздно будут предъявлять обвинение по этому делу моему клиенту. Однако, насколько я понимаю, у ФСБ нет ни полного понимания, ни доказательств его вины, кроме слов экс-депутата, заключившего сделку со следствием. Нет даже понимания о зонах пересечения Барсукова со Старовойтовой, в отличие от самого Глущенко – у погибшей были серьезные разногласия с ЛДПР».
В заказ убийства Галины Старовойтовой Барсуковым не верят и потерпевшие – сестра погибшей Ольга Старовойтова и помощник Руслан Линьков, раненый при покушении. Причастность Барсукова к убийству они не отметают, но полагают, что вряд ли у него был собственный мотив. Однако он мог быть таким же связующим звеном между заказчиком и исполнителями, как Глущенко.
По их мнению, следствию необходимо тщательнее исследовать версию о возможной причастности к этому преступлению ЛДПР и городских властей.