Современники о Старовойтовой: Анатолий Собчак


Анатолий Собчак,

первый мэр Санкт-Петербурга:

В наши дни в парламентах и правительствах почти всех стран представлено немало женщин. Но лишь единицы из них можно назвать политиками в точном смысле этого слова, то есть деятелями, способными определять течение жизни своих стран и народов. Большинство составляет лишь фон, на котором происходят политические события; статисты, которые принимают участие в политической жизни, но не определяют ее суть.

Галину Старовойтову легко представить себе и председателем парламента, и премьер-министром, и даже президентом. Представительная, с запоминающейся внешностью, умными, добрыми и одновременно проницательными глазами, хорошо поставленным голосом, уверенной речью, интеллигентными манерами, умением убеждать — все это привлекло внимание к ней с первых дней работы Съезда народных депутатов СССР в 1989 году. Да еще то необычное обстоятельство, что она, ленинградка, была избрана народным депутатом от Армении. Трагические и кровавые события в Сумгаите и Нагорном Карабахе привлекали тогда всеобщее внимание. А Галина Старовойтова умела убедительно и правдиво рассказать об этих событиях и предложить разумные решения, способные остановить межнациональную бойню. Недаром она была специалистом по этим вопросам и занималась ими профессионально.

Галина Васильевна стала одним из учредителей и активным деятелем знаменитой Межрегиональной депутатской группы — первой официально признанной оппозиции в истории советского парламентаризма. Она вошла в состав руководящего органа МДГ — Координационного Совета. Там я с ней ближе познакомился и подружился. В тот период наши пути постоянно пересекались: то мы встречались на заседаниях МДГ, то на квартире А.Д.Сахарова, то на различных мероприятиях и, конечно, на заседаниях Съезда и Верховного Совета.

В 1990 г. вместе создавали «Демократическую Россию». Со временем большинство из тех, кто стоял у истоков этого движения и мог в считанные дни организовать стотысячные демонстрации против режима, отошли от ДемРоссии, а Галина осталась в ней. И не только осталась — думаю, что только благодаря ее усилиям сегодня существует федеральная партия под таким названием. Она по праву заняла место председателя «Демократической России».

Галина Васильевна была теплым, милым и обаятельным человеком. Невозможно думать о том, что ее нет среди нас. Зверски расправились не только с ней (подумать только — ведь это первое убийство женщины — политического деятеля в истории России!), целили в самое сердце демократического движения.