Анатолий Чубайс,
глава РАО ЕС России:
Галина Васильевна была классическим представителем той категории людей, о которых говорят, что они «сами себя сделали». Каждый сам выбирает и творит свою судьбу, но я уверен, что не каждый смог бы, как она, выбрать такую непростую, а зачастую и опасную стезю, как политика.
Да, в конце 80-х мы верили, что стоит сломать прогнившую коммунистическую машину — и свобода и демократия сами все поставят на свои места. Но мы недооценили силу сопротивления старого, которое всеми силами мешало и до сих пор мешает созданию условий для цивилизованной жизни в нашей стране. Именно борьбе с этим отжившим и посвятила свою яркую, но трагически короткую жизнь Галина Васильевна. Мне кажется, она даже не задумывалась, что этот выбор полон трудностей и опасностей, что такая жизнь вообще не по плечу женщине, которой Бог определил быть хранительницей семейного очага, а не борцом и трибуном. Но, как часто бывает в крутые времена перемен, женщины становятся в авангарде борьбы, вдохновляя своим примером окружающих. Именно такой и была Галина Васильевна, закаленный в боях лидер «Демократической России», которого даже идеологические противники уважали и боялись. Боялись ее принципиальности, неукротимой энергии, искренности в вере в свое дело. Она была, в отличие от многих наших политиков, для которых трибуна Государственной думы стала своеобразной эстрадой, человеком дела, и если говорила, то говорила страстно, искренне и убежденно, как человек, который душой болеет за судьбы своей Родины, своих сограждан.
Да, заказные и незаказные убийства стали привычными, криминальные новости мы смотрим, словно боевик, не задумываясь над тем, что такой порядок не может и не должен становиться нормой жизни. Да, нас хотят запугать, остановить; показать, что реформы — это кровавый дележ собственности, свобода — это разгул мафиозных кланов, демократия — это возможность преступникам обзаводиться депутатским иммунитетом. Я не раз говорил и еще раз повторю, что такой яркий демократический лидер, каким была Галина Васильевна, мешал, в первую очередь, коммунистам и бандитам. Коммунистам — потому, что она делала все, чтобы в нашей стране никогда больше не победила их преступная идеология. Бандитам — потому, что вела работу в Петербурге в тяжелейших условиях, когда к власти в городе рвались как коммунисты, так и криминальные элементы.
Сколько раз и Галина Васильевна, и я, и другие наши соратники говорили и доказывали, что сила любого движения заключается в единстве. Но, к сожалению, дальше слов дело не шло. И только после столь циничного и вызывающего убийства все мы, которые разделяют идеи демократии, рыночной экономики и прав человека, поняли, что нас могут уничтожить поодиночке. Очень горько, что только смерть Галины Васильевны заставила всех нас перейти от слов к делу. Мы создали правоцентристскую коалицию, лозунгом которой, несмотря ни на что, стали слова «Наше дело — правое!» и которая, я уверен, докажет на деле правоту своих взглядов.
…С Галиной Васильевной мы вместе работали, часто спорили, но мы всегда были соратниками и единомышленниками. И я в который раз убеждаюсь, что наше стране очень повезло.
Повезло в том, что в ее истории была и навсегда останется такая яркая личность, как Галина Васильевна Старовойтова, что именно она стояла у истоков нашей общей борьбы за новую Россию, что, как ни горько это признавать, именно ее гибель нас объединила. И я уверен, что будь Галина Васильевна с нами, она бы тоже сказала: «Мы победим! Наше дело — правое!».